ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби. Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения пермского звериного стиля: Томское Приобье, Зауралье и Предуралье - Кулайская культура и Ананьинская культура. Одним из главных этнических компонентов Ананьинской культурно-исторической общности были прото-пермяне (VIII—III вв. до н. э.). Наиболее древние предметы быта, относимые к пермскому звериному стилю, датируются VIII—III до н. э. При этом расцветом этого вида искусства считается так называемый период "ломоватовской культуры" с 7 по 9 вв н.э. Характерными чертами этого периода являются сложные сюжеты, композиции, объединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ. Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.
Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий.
Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзе путем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах. Скорее всего, металлургами пермского звериного стиля были женщины: в пользу этой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях.
На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антропоморфные получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских. Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.
Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.
Первая группа — это пермско-печорская бронзовая "ажурная" пластика культового назначения. Самыми выразительными являются трехъярусные космогонические композиции с персонажем — богиней в центре. Верхний ярус — головы лосей, небесный лик, птицы-души ассоциируются с Верхним миром небесных божеств; средний — с земным миром людей и животных, повелителем которого является божество (богиня-мать) в центре; ящер под ногами персонажа, как правило, комбинированный зверь из наземных и сухопутных существ, обозначает границу Нижнего невидимого мира. Ящер сам наполовину невидим, это существо "половинник", у него в отличие от существ земного мира всегда показаны только две ноги, две другие скрыты в Нижнем мире.
Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося, который нигде более не существует на просторах Евразии.
Вторая группа — зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе обычно относят прикладные и декоративные изделия — украшения и принадлежности костюма: поясные пряжки, застежки, браслеты с зооморфными изображениями, подвески, пронизки; навершия рукоятей оружия, ножны кинжалов, игольницы, копоушки, кресала и гребни. Угорские мифологические сюжеты можно увидеть в пряжках с изображением "сложного" комбинированного медведя и пушных зверей, в фигурках-подвесках в виде водоплавающих птиц, коней, в изображении хищной птицы на рукоятях кинжалов.
В XII–XIII вв. происходят этнические изменения среди народов ареала пермского звериного стиля, падает роль рек Камско-Вятского бассейна в качестве торговых и культурных путей. Постепенно исчезает искусство пермского звериного стиля. Сначала в Предуралье, а затем и на запад Сибири все больше поступают привозные серебряные изделия, которые заменяют продукцию местных матеров. Вместо художественных бронзовых изделий появляются массовые поделки из Руси и Булгарии. Образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.